|
устройство
автомобиля ВАЗ
2104> Устройство |
|
1. Фара, сблокированная с указателем поворота. 2. Радиатор системы охлаждения. 3. Аккумуляторная батарея. 4. Распределитель зажигания. 5. Воздушный фильтр. 6. Двигатель. 7. Вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов 8. Главный цилиндр гидропривода выключения сцепления. 9. Рулевое колесо. 10. Внутреннее зеркало заднего вида. 11. Заднее сиденье. 12. Запасное колесо. 13. Задний тормоз. 14. Пружина задней подвески. 15. Амортизатор задней подвески. 16. Задний мост. 17. Карданная передача. 18. Переднее сиденье. 19. Наружное зеркало заднего вида. 20. Рычаг стояночного тормоза. 21. Рычаг переключения передач. 22. Коробка передач. 23. Педаль гидропривода сцепления. 24. Педаль гидропривода тормозов. 25. Педаль акселератора. 26. Рулевой механизм. 27. Передний тормоз. 28. Пружина передней подвески с амортизатором. 29. Топливный насос. 30. Масляный фильтр. |
В альбоме описана и наглядно показана конструкция легковых автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ2104. выпускаемых Акционерным обществом "АВТОВАЗ". Модель ВАЗ-2105 представляет собой модернизацию известной модели легкового автомобиля ВАЗ-21011. Модернизация была направлена на придание автомобилю более современной внешности, на повышение его комфортабельности, активной и пассивной безопасности. экономичности с одновременным снижением воздействия автомобиля на окружающую среду Автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 отвечают всем требованиям по ) безопасности Европейской Экономической комиссии ООН. Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей выполиена по так называемой классической схеме, т.е. двигатель расположен спереди, а ведущими являются задние колеса. Двигатель максимально продвинут вперед, что обеспечивает оптимальное распределение массы по осям, а следовательно, хорошую устойчивость автомобиля на дороге. Такое расположение двигателя позволяет иметь просторный салон для пассажиров при заданной колесной базе. Хорошая комфортабельность автомобилей, которая также является одним из факторов безопасности, достигнута за счет легкости и удобства управления, хорошей обзорности с места водителя, малой шум Насти в салоне, минимальным влиянием колебаний и вибраций кузова и эффективной вентиляцией салона. Кроме того. форма и мягкость сидений, возможность регулировки их расположения и угла наклона спинки. а также удобное размещение органов управления улучшают условия работы водителя и снижают его утомляемость. Повышает комфортабельность автомобилей (особенно при езде по дорогам с плохим покрытием) и тот фактор, что салон расположен внутри базы. т.е. в зоне наилучшей плавности хода. Автомобили, оснащенные буксирным устройством, могут быть использованы для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа. Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами составляет 750 кг. а прицепа без тормозов 500 кг. Двигатель Двигатель 6. установленный на автомобилях, четырехтактный. карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Применение зубчатого ремня в приводе распределительного вала и хорошо заглушенный воздушный фильтр заметно снизили шумНасть работы двигателя. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и вала привода вспомогательных агрегатов, разбрызгиванием - цилиндры и механизм газораспределения. Система вентиляции картера закрытого типа. В системе имеются маслоотделитель и пламегаситель. Система питания двигателя включает воздушный фильтр 5 с терморегулятором. двухкамерный карбюратор с падающим потоком. диафрагменный топливный насос 29 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак Карбюратор "Озон", снабженный системой экономайзера принудительного холостого хода с электронным управлением. и распределитель зажигания с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания обеспечивают снижение расхода топлива и меньшую токсичность отработавших газов. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным (для визуального контроля уровня жидкости) расширительным бачком. Привод центробежного насоса и вентилятора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Система охлаждения имеет термостат, предназначенный для ускорения прогрева и автоматического обеспечения теплового режима двигателя. Система выпуска газов выполнена с двумя последовательно расположенными глушителями. Трансмиссия К трансмиссии автомобиля относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Она служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомобиля. Сцепление. На автомобилях установлено однодисковое сухое сцепление с диафрагменной нажимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления сцеплением служит ножная педаль с сервопружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щите передка автомобиля. Коробка передач 22 имеет четыре передачи для движения вперед (пять пеоедач в вариантном исполнении) и одну передачу для заднего хода. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Оптимальный подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Рычаг переключения передач находится на полу кузова. Карданная передача 17, состоящая из двух валов с промежуточной опорой и снабженная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через резиновую эластичную муфту и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах. Задний карданный вал соединен через фланец с шестерней главной передачи. Промежуточная упругая опора с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть карданной передач и поглощает ее вибрацию. Главная передача гипоидная, состоящая из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями, оси вращения которых перекрещиваются. Крутящий момент от ведомого зубчатого колеса на полуоси передается через конический дифференциал с двумя сателлитами. Дифференциал позволяет ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращаться с неодинаковой скоростью при движении на поворотах. Рулевое управление Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам. Рулевое колесо через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля. Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигателя к левому лонжерону кузова, с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронштейн маятникового рычага. Рулевой привод включает в себя два рычага рулевой трапеции. сошку, маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю и две крайние. Средняя тяга цельная, имеет на концах шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировочными муфтами, которыми изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировочные муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. Каждая крайняя тяга имеет на концах шаровые шарниры для соединения с рычагами или рулевой сошкой. Ходовая часть Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости в передней подвеске, ступицы колес и колеса с шинами. Подвеска передних колес независимая, рычажно-пружинная, с витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя буферами сжатия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно соединены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к рычагам болтами с гайками. При помощи резинометаллических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова. Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычагами и опорами стоек брызговиков. Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора. Гидравлические амортизаторы, расположенные внутри пружин, в нижней части имеют проушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин 14 с телескопическими амортизаторами 15 двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечных штанг. двух буферов сжатия, расположенных по концам 6алки заднего моста, и одного центрального. расположенного в середине. Амортизаторы задней подвески установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Прикрепленные к полу кузова над балкой заднего моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоустроенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход картера вверх, предотвращая задевание карданного вала за пол кузова. Колеса автомобиля дисковые, штампованные, со съемными декоративными колпаками. На колеса монтируются шины радиального типа с камерами. Передние колеса крепят четырьмя болтами к фланцам ступицы, задние - к фланцам полуосей. Колеса с шинами в сборе балансируют статически и динамически. Дисбаланс устраняют при помощи грузиков, укрепляемых на ободе колеса. Тормоза Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом, установленным на полу между передними сиденьями; действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод. Передние тормоза 27 дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. Задние тормоза 13 барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного главного цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждение трубопровода) вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних тормозов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки задних колес при торможении. Применение вакуумного усилителя обеспечивает высокую эффективность торможения при ограниченном усилии на педаль. Разрежение воздуха для работы усилителя берется из впускной трубы двигателя. Поэтому усилитель действует только при работающем двигателе. Электрооборудование Электропроводка автомобилей выполнена по однопроводной схеме с номинальным напряжением 12 В, причем отрицательный полюс источников тока соединен с массой. Все реле и плавкие предохранители размещены в монтажном блоке, на крышку которого нанесены символы, указывающие назначение реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи. Это дает большое удобство для визуальной проверки состояния предохранителей. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-222 или 37.3701 с встроенным полупроводниковым выпрямителем и электронным регулятором напряжения и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55П. Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 или 35.3708 с электромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой. Впервые в отечественном автомобилестроении на автомобиле ВАЗ-2105 применены прямоугольные блок-фары, в которых объединены все функции дальний и ближний свет, габаритные огни и указатели поворота. Галогенные лампы, существенно улучшили светотехнические характеристики фар. В задних фонарях сблокированы габаритные и противотуманные огни, сигналы торможения, указатели поворота, фонари заднего хода. Автомобили оборудованы щитком приборов, с установленным спидометром со счетчиками пройденного пути, указателем температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и указателем уровня топлива в баке. Кроме того, в приборах имеются контрольные лампы различных систем, размещенные как на самих приборах, так и отдельном блоке контрольных ламп. Приборы снабжены стеклами, не дающими бликов. Кузов автомобилей ВАЗ-2105 типа "седан", а ВАЗ-2104 типа "универсал", цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все остальные узлы и механизмы автомобиля. Узкие стойки ветрового стекла, отсутствие в поле зрения водителя блестящих поверхностей, значительные размеры зеркал заднего вида, большие размеры зоны очистки ветрового стекла стеклоочистителем, эффективное действие смывателей переднего стекла на высокой скорости и эффективное устранение запотевания стекол системой вентиляции и отопления кузова обеспечивают на автомобилях хорошую обзорность, а следовательно, безопасные условия вождения. Для устранения ослепления водителя светом фар сзади идущих автомобилей применено внутреннее зеркало заднего вида с положениями "день" и "ночь". Ветровое стекло типа триплекс, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла безопасные, закаленные. Передние и задние двери с передней навеской, имеют безопасные стекла. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой. Запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо 12, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье неподвижное, цельное. Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2104 В отличие от автомобиля ВАЗ-2105 с кузовом типа "седан" автомобиль ВАЗ-2104 имеет кузов типа "универсал" с четырьмя боковыми дверьми и одной задней. Этот автомобиль обладает такими же достоинствами автомобилей с кузовом "седан", как комфортабельность, скорость, экономичность, и в то же время приспособлен для перевозки достаточно крупных грузов, не помещающихся в обычном легковом автомобиле. Зверь задка одностворчатого типа с верхним расположением петель и с неподвижным стеклом служит для доступа в багажное отделение. В открытом поднятом положении дверь удерживается специальным телескопическим газонаполненным упором. При закрывании дверь удерживается замком, расположенным в нижней части двери- Открывается дверь нажатием на кнопку замка, встроенную в наружную ручку. Запирание двери снаружи осуществляется через замочную скважину кнопки тем же самым ключом, что и запирание передних боковых дверей. Задние боковые двери имеют рамку и стекла измененной формы, а в боковине за задней дверью расположено неподвижное стекло. Для удобства размещения перевозимых вещей запасное колесо 14. инструмент, принадлежности и топливный бак 16 располагаются пол полом багажного отделения. Ниша запасного колеса закрывается крышкой, закрепляемой винтом с барашком. Площадь пола и объем багажного отделения могут быть дополнительно увеличены изменением положения подушки и спинки заднего сиденья. При необходимости подушка 22 заднего сиденья устанавливается вертикально вращением на петлях до упора в спинки передних сидений. Металлический поддон подушки при этом ограничивает багажное отделение и удерживает груз от перемещения вперед. Спинка 18 заднего сиденья, повернутая относительно петель в горизонтальное положение, увеличивает площадь пола. Упоры спинки при этом устанавливаются своими концами в соответствующие гнезда на поддоне подушки. Для укладывания спинки в горизонтальное положение необходимо предварительно последовательным нажатием на рукоятки крючков фиксаторов освободить верхнюю часть спинки. Конструкция заднего сиденья отвечает требованиям безопасности. Петли подушки и спинки, а также механизм фиксации спинки сконструированы таким образом, чтобы выдержать перегрузки при дорожно-транспортном происшествии. Ходовая часть отличается тем, что в задней подвеске установлены пружины, выдерживающие повышенные нагрузки. Электрооборудование автомобиля несколько отличается от электрооборудования автомобилей ВАЗ-2105 следующим: для освещения задней части салона установлен плафон с встроенным выключателем: изменены форма и расположение задних фонарей: в вариантном исполнении может быть установлен стеклоочиститель и смыватель заднего стекла, а также электрообогрев стекла задней двери. |
Designed By: Komarov Alexis
Copyright ©2003
|